Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой.

                                                         Н.В.Дорошенко,

   учитель начальних классов

МБОУ СОШ №30

г. Пятигорска

 

 

Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой.

     

На мой взгляд, школа будущего за детьми, способными принимать нестандартные решения, умеющими творчески мыслить.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день существует достаточное количество методических пособий  в начальной школе, но очень мало таких, в которых были бы собраны и обобщены данные, позволяющие развивать творческое мышление учащихся на уроках,  не выходя за рамки курса.  И очень мало методических пособий по применению технологии проблемного обучения в начальных классах.        Поэтому я пришла к выводу о необходимости создания продуманной системы упражнений по развитию творческого мышления учащихся.

Практическая значимость моей работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления, системы заданий по развитию творческого потенциала, системы уровневых заданий на основе личностно-ориентированной технологии обучения.

При формировании творческого мышления выделяю три основных условия формирования творческого мышления:

1)  индивидуализация образования;

2)  исследовательское обучение;

3)  проблематизация.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних значений в новой ситуации.

Поставлена задача организо­вать проблемное обучение так, чтобы на­ряду с высокой эффективностью ре­зультатов усвоения (формирование ор­фографических навыков) было обеспе­чено развитие творческого мышления каждого учащегося.

 

Подробнее: Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной...

О проблемах дифференцированного обучения на уроках математики в средних общеобразовательных школах

Газзаев Валерий Енверович

учитель математики   МБОУ

СОШ   № 30   г.Пятигорска

Вся история человечества буквально на всех этапах его развития  наглядно подтвердила и продолжает подтверждать ставшее аксиомой утверждение о том, что для обучения ребенка письму, навыкам на уровне автоматизма, а также основам математики, когда ребенок не только способен выполнять простейшие арифметические действия, но получает тот уровень математических знаний, когда, по крайней мере, становится ясно, проявляет ли он способности к дальнейшему усвоению учебного материала по математике, необходимо около трех-четырех лет.

Три-четыре года составлял период обучения основам математики и письма в классических школах древнегреческих математиков и философов, столько же составлял курс обучения основам наук, ставших классикой российской педагогической науки в церковно-приходских школах. Мощнейшая советская педагогическая наука, как и современная российская однозначно остановилась на четырехлетнем этапе начального обучения подрастающего поколения. Втечение тысячелетий не меняется костяк начального образования.

Роль начальной школы примечательна еще и тем, что наравне с уровнем знаний и качеством образования и воспитания в конце окончания курса начальной школы ребенок получет оценку, которая не выставляется ни в одной ведомости и не заносится ни в один отчет. Этот негласный вердикт способностям ребенка выносится педагогом начальных классов, передается от одного учителя другому и за редчайшим исключением оправдывает себя вплоть до окончания учащимся всего курса средней общеобразовательной школы.

Вердикт, имеет ребенок математические способности или хотя бы склонность к изучению математики, бывает окончательным, обсуждению не подлежит и, как правило, подтверждается в 99 случаях из 100.  Конечно же, не в обиду другим учителям-предметникам будет сказано, но практически по всем учебным дисциплинам  при наличии профессионала-учителя и поддержки родителей любому психически и физиологически нормальному ученику можно дать уровень знаний и навыков, полностью соответствующий современным учебным планам. Кроме математики, которую, к великому сожалению как всех великих педагогов, так и простых смертных - учителей и родителей, дано усвоить только тем, у кого есть генетические способности к ее усвоению. К концу начальной школы все становится ясно и четко, как и в самой математической науке – ребенок или может усвоить математику или не может. И здесь речь идет не о выдающихся способностях, а о простом умении самостоятельно решить задачу средней сложности из среднего курса средней школы. А таких учеников, как это подтверждается всей обучающей практикой человечества, из ста бывает не больше десяти-пятнадцати. Печально, но это факт.

Как говорится, сам бог велит уже с пятого класса объединять учеников в классы по принципу наличия или отсутствия у них математических способностей. Касательно других предметов и способностей их проявление не так четко и рельефно, и тяга к ним, как и проявление способностей, например, к изучению биологии или любого другого предмета может проявляться неоднозначно и в любом возрасте. Как правило, формирование групп или классов по способностям (кроме математических) возможно по мере их проявления, но практика показывает, что это происходит к восьмому-девятому году обучения.

В идеале, приступать к раздельному обучению детей по принципу наличия или отсутствия у них математических способностей необходимо уже с 5 класса, но здесь мы сталкиваемся с более серьезной и застарелой проблемой, не разрешив которой наша страна никогда не войдет в число самых развитых стран мира. Это не высокие слова или сгущение красок, это реальность двадцать первого века, ушло время шапкозакидателсьтва и надежды на «богата Россия-матушка талантами, не пропадем». ХХI век ставит перед человечеством совершенно другие задачи, и те страны, которые не осознают и, главное, не разрешат эти проблемы, всегда будут плестись в хвосте цивилизации  и в конце концов растворятся на просторах истории. Речь, естественно, идет о принципиально новом подходе к  вопросу изучения царицы наук – математики. В итоге, великие перспективы открываются перед теми странами, которые вкладывают достаточно финансовых средств в образование и осуществляют  принципиально новый подход к системе образования и, что особенно  важно, в процесс изучения математики.

А начинать необходимо с кардинального изменения принципов  изучения основ математики с первого же года обучения в средней  общеобразовательной школе. Уверен, что о сложных моментах начального этапа классического российского образования известно многим, но абсолютно непонятно, почему об этом не принято говорить и тем более непонятно, почему до сих  пор не ставится  вопрос о решении  проблемы.

Речь идет об уровне подготовки учителей начальных классов, о принципах и подходе к системе начального образования.

Традиционно кадры для начальной школы готовятся в педагогических вузах, точнее, на факультетах методики начального образования. Ни для кого не секрет, что на эти факультеты, как правило, поступают абитуриенты, мягко говоря, далекие от математики. В лучшем случае, это люди с так называемым гуманитарным уклоном. Кроме этих специалистов часто в ряды учителей начальных классов попадают «чистые» гуманитарии, и уж совсем большая редкость, чтобы учителем начальных классов становились выпускники математических вузов. Но это только одна сторона проблемы, а в-общем, ситуацию с качеством и уровнем преподавания математики в начальной школе можно считать неблагоприятной, особенно с учетом требований современного мира. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в той же начальной школе часть предметов, объем и сложность усвоения которых ни в какое сравнение не идет с преподаванием математики, находятся в более привилегированном положении во всех отношениях, а именно:

- в современной российской школе преподавателям начальных классов, скажем так, не доверяют преподавание физической культуры на уровне подвижных игр, кувырков и простейших гимнастических упражнений. Ее проводят специалисты узкого профиля – профессиональные учителя физкультуры. Кроме того, ученики с соответствующими  физическими данными или просто желающие имеют возможность развивать свои способности в различных спортивных секциях, спортивных школах и т.п. и, как правило, это делают;

- в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание изобразительного искусства на уровне рисования зайчиков и домиков, его проводят чуть ли не профессиональные художники, хотя те же ученики, проявляющие способности к рисованию и вообще изобразительному искусству,  имеют возможность развивать свои  способности  и посещать всевозможные художественные студии,  школы изобразительных искусств и т.д.;

-  в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание музыки (на практике это банальное разучивание детских песенок и т.д.). Эти уроки ведут профессиональные музыканты, хотя ученики, имеющие музыкальные способности, практически всегда параллельно посещают и музыкальные школы и, как правило, получают музыкальное образование;

- в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание основ психологии, хотя через несколько лет работы в школе практически каждый учитель становится, без всякой подготовки, психологом средней руки. И вообще, почему принято считать, что на тех же факультетах начального образования педагогических вузов могут подготовить специалистов, способных преподавать математику, а основы психологии - нет?

Подробнее: О проблемах дифференцированного обучения на уроках математики в средних общеобразовательных школах

ПРОГРАММА секционных заседаний Международной конференции по теме:

«Новые технологии гуманитарного знания: опыт будущего», «Электронное будущее России-2011»

(из опыта работы городских педагогических мастерских по филологии, географии, начального образования, классных руководителей)

Место проведения: МОУ СОШ №30 c УИОП, ул.Пестова, 32

тел: 33-91-93, 33-54-65, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата проведения: 21.04.2011.

Время проведения: 14.00.-16.00.

13.30-14.00-регистрация участников семинара

14.00-14.30.- пленарное заседание

открытие конференции - начальник Управления образования г.Пятигорска С.В.Танцура

вступительное слово - директор, кандидат филологических наук О.А.Костина

приветствие участников- Г.А.Воробьев

14.30.-15.45. - работа в секциях:

Секция филологии: «Информатизация гуманитарного образования: возможности и необходимость»

( руководители: замдиректора по УВР И.А.Шапиро, рук. ШМО учителей рус.языка и литературы И.М.Шалбарова)

Секция естественных наук: «Применение ИКТ на уроках предметов естественонаучного цикла в рамках Инициативы «Наша новая школа»

( руководители: рук. ГМО учителей географии Т.Н.Бубнова, учитель математики Газзаев В.Е., учитель химии и экологии Л.В.Белова)

Секция начального образования: «Использование ИКТ на этапе введения ФГОС второго поколения в начальной школе»

( руководители: замдиректора по УВР И.Р.Аванесова, рук. ШМО учителей начальных классов И.В.Рекко)

Секция инфомационных технологий: «Информационное пространство Школы будущего»

( руководители: замдиректоора по УВР В.А.Корнилова, учителя информатики-Н.Р.Таривердиев, Н.Л.Сидорина )

Секция дополнительного образования: «Воспитание. Развитие. Информация»

( руководители: замдиректора по ВР В.А.Воднева, кл рук 7А класса, рук. городской педмастерской Л.И.Жилина )

 

15.45.-16.00 - подведение итогов семинара, обмен мнениями.

 

 

Методическая разработка

Коломиец Светланы Владимировны- учителя (высшей квалификационной категории) МХК

 МБОУ СОШ с УИОП № 30 г. Пятигорска

 по Мировой художественной культуре для 7 классов I-я четверть по программе Г.И. Даниловой (без ответов).

 

Подробнее: Методическая разработка

Методическая разработка по выполнению педагогического проекта с исследованием: «Орфограммы на фантиках»

Методическая разработка по выполнению педагогического проекта с исследованием: «Орфограммы на фантиках»  

Руководитель проекта: Шкуро М.Э., учитель начальных классов МБОУ СОШ№30 г. Пятигорска Ставропольского края.

Актуальность темы проекта

Фантики - частичка культуры народа, страны,отражая время, в котором жили люди.  О многом могут «рассказать» конфетные обёртки:оцарской и современной России, об известных личностях Дома Романовых, о войне с Наполеоном. Их посвящали полководцам, героям войн и народных восстаний,  видным учёным, писателям и их произведениям и т. д.

Но у фантиков есть вторая сторона  - в их названиях  присутствуют орфограммы. Обычно работа по их обнаружению для учащихся не интересна. А без этого умения трудно стать грамотным, поэтому решила превратить «охоту» за орфограммами в увлекательную игру.

 

Цель: повышение уровня грамотности в ходе составления  коллекции через вовлечение учащихся  в пространство проектной деятельности.

Подробнее: Методическая разработка по выполнению педагогического проекта с исследованием: «Орфограммы на...

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Урок окружающего мира по теме "Я здоровье берегу – сам себе я помогу" (правила гигиены). 2-й класс

Учитель начальных классов: 

Абылкаликова Елена Михайловна

________________________________________

Цели:

•знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;

•привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание;

•воспитывать умение слушать друг-друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

Оборудование:  плакаты  «Чистота – лучшая красота», «Чисто жить – здоровым быть»; посылка от Мойдодыра, предметы личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, рисунок Мойдодыра на листе ватмана, новые зубные щетки.

Подробнее: Я здоровье берегу – сам себе я помогу

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

СЦЕНАРИЙ  ПРАЗДНИКА ,

ПОСВЯЩЕННЫЙ  Дню Победы

Разработали учителя начальных классов:
Черных Елена Игоревна
Кобрина Наталья Викторовна
Шапочанская Наталья Николаевна
Шкуро Марина Эмильевна

 

Цель: знать и чтить города –герои; способствовать воспитанию патриотизма, чувства исторической памяти, ненависти к войне.

Оформление: надпись «Никто не забыт! Ничто не забыто!», репродуктор, таблицы с городами героями, презентация о городах – героях, ролики из к/ф «Брест», «Битва за Севастополь», шар «Солнце»

Музыкальное оформление: фонограмма вальса «Москва послевоенная», песни «Священная война», «Катюша», «Смуглянка», «Яблочко» , «Не отнимайте солнце у детей»,Шостакович «Ленинградская симфония», «Мамаев Курган», «Герои города», звук метронома,  голос Левитана о начале войны,залп катюш,

 

Подробнее: СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

ТЕМА: Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?

ТЕМА: Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?

Учитель истории: Малкова Н.В.

ЦЕЛИ:

·   Показать главные страницы героической истории российского государства, народа.

·   Проанализировать действие народа во время тяжелых внешнеполитических и внутриполитических кризисов.

·   Объяснить участникам диспута сущность и значение патриотизма и любви к Родине в жизни активного гражданина.

·   Развивать аналитическое мышление, умения проводить причинно-следственные связи.

·   Воспитывать чувство уважение, гордости за судьбу своей страны.

·   Воспитывать чувство национально-гражданской  самоидентичности.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:дискуссионный клуб.

ОБОРУДОВАНИЕ:проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

 

Подробнее: ТЕМА: Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?

Литературная игра для первоклассников

Литературная игра для первоклассников

«Из Букварины в страну литературию»

Учитель начальных классов: Кобрина Наталья Викторовна

На сцене появляется королева Азбука.

Азбука  – Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я – королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках,- мои подданные. Мы все – жители волшебной страны Букварины, которая расположена на страницах вашего букваря. И пришла я к вам сегодня не случайно. Сегодня вы отправляетесь в далёкое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Я пришла проводить вас. Пришла со мной и моя королевская дружина – все тридцать три моих богатыря. Моя верная дружина –это буквы. Сейчас мы проведём перекличку – по очереди будем называть все буквы алфавита.

Буквы по очереди выбегают на сцену.

Подробнее: Литературная игра для первоклассников

ОБЛИК НОВОГО ВОСПИТАНИЯ

                               ОБЛИК НОВОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Балаян Людмила Петровна

Учитель русского языка и литературы

Ставропольский край, город Пятигорск МБОУСОШ№30

 

В первую очередь нужно определить предназначение школы, объявить  ожидаемые  результаты образования как цели воспитания, включающие получение обязательного базового основного общего и полного общего образования с углубленным изучением русской культуры, направленного на формирование духовно богатой, свободной личности, гражданина России, где определяющим является формирование национального самосознания, связав качество образования с проблемами воспитания. [1, 41]

Своеобразие целей и задач, стоящих перед современной школой, моделирование нового человека-человека нового поколения  потребует создать научно-обоснованную модель выпускника. Современная школа должна много и тщательно работать над созданием человека будущего, человека,, который будет смотреть на мир честными, открытыми глазами, оберегая планету ,а не разрушая ее.

 Создание образа выпускника современной школы должно начинаться с  анализа русского национального характера на основе работ русских философов, социологов, историков, писателей, педагогов. Обязательно в воспитание выпускника современной школы должны быть заложены идеи русского православного воспитания. Педагогам современной школы необходимо видеть задачи, которые ставит перед ним общество, представляя исходные цели современной школы.Мы должны ориентироваться на жизненную позицию школьника. на получение людей с общим средним образованием ,мы должны учитывать возможности школы и каждой реально взятой личности в достижении этого идеала .Наш край богат талантливыми учениками, которые прославляют нашу школу, работают достойно для любимой Родины .Мы довольны нашими детьми, считаем их своей заслугой и удачей. Но очень большая работа предстоит семьям..Именно в  ней формируется маленький человек. именно в ней закладываются черты характера, в семье человек получает уроки добра.  От того.какие будут семьи. как смогут воспитать ребенка и зависит модель будущей личности. Современная семья испытывает сложные проблемы. Многие родители просто физически вынуждены иметь две-три работы для того, чтобы прокормить семью, им не хватает времени на своих детей. В некоторых семьях есть желание и время,но  они безграмотны в психолого-педагогическом плане.Очень многие папы не считают нужным принимать участие в воспитании детей ,возлагая эту непростую задачу на плечи матери. .Счастлив тот. кто любит свою семью и  нуждается в близких .В таких семьях большой потенциал, чтобы вырастить достойного ребенкаВозрождение семейных традиций,привлечение родителей в школу помогает вырастить достойную модель современного человека.[1,24]   Деликатный. умный. тактичный классный руководитель поможет разобраться с проблемами в семьях и помочь ребенку обрести мир и покой. Именно к такому преподавателю приходят родители за советом, или поделиться  хорошими моментами жизни. Так можно прогнозировать будущее выпускника.Сейчас в обществе складывается добрая традиция:уделяется большое значение образованию и это шаг вперед.

Хорошо,что современные люди много времени уделяют образованию. Чтобы соответствовать международным стандартам выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развитым человеком, решать задачи ,которые раньше считались невыполнимыми. 

Подробнее: ОБЛИК НОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Значение проектной деятельности учащихся на уроках технологии в системе ценностных ориентиров образовательного стандарта

Информация для родителей

Значение проектной деятельности учащихся на уроках технологии 

в системе  ценностных ориентиров образовательного стандарта

Учитель технологии МБОУ СОШ №30       

 

Устенкова М. А.

 

     Современная система образования выдвигает перед учителями задачу воспитания творческой, культурной и активной личности. Одним из требований к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования является формирование их ответственного отношения к учению, готовности  к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора с учетом познавательных интересов. Большой вклад в решение этой задачи вносит школьный предмет «Технология». Изучение данной образовательной области базируется на научной основе широкого спектра наук, включая, наряду с традиционными, новые, перспективные технологии.

Подробнее: Значение проектной деятельности учащихся на уроках технологии ...

Тематический урок информатики: «Час кода»

Тематический урок информатики: «Час кода»

Учитель информатики: ШвaчурoвaЛ.А.

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 10 «А».

Дата проведения: 7 декабря 2015 года.

Тип урока:Урок изучения нового материала.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Обучающие:

·  рассказать учащимся о мире ИТ и о тех возможностях профессионального роста, которые они открывают для каждого человека;

·  наглядно продемонстрировать, насколько интересна и привлекательна эта сфера деятельности для построения успешной карьеры;

·  закрепить базовые понятия программирования на тренажерах.

Развивающие:

·  привлечь внимание учащихся к одной из самых перспективных на данный момент сфер бизнеса — информационным технологиям;

·  в ходе решения образовательных задач создать условия для развития аналитической мыслительной деятельности учащихся, памяти и внимания.

Воспитательные:

·  воспитание трудолюбия, самостоятельности и товарищеского отношения друг к другу.

·  развивать  творческое воображение; 

·  воспитывать чувство ответственности.

Задачи урока:

·  актуализировать знания учащихся, непосредственно связанные с темой урока;

·  раскрыть смысл понятий ИТ и возможностях;

·  с ориентировать учащихся в выборе их будущей специальности.

Подробнее: Тематический урок информатики: «Час кода»

Вы здесь: Home Учителям Методический банк