Творчество в борьбе с подростковой депрессией.

Информация для родителей.

Творчество в борьбе с подростковой депрессией.

С болью мы смотрим на то, что происходит вокруг нас, в мире царит хаос: войны, катастрофы, теракты… На фоне негативных явлений современного мира: наркомании, преступности, общество столкнулось с проблемой подростковой депрессии. А мы - родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей здоровыми, счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми. Ради этих целей необходимо искать и использовать все возможные способы нравственного, эстетического и трудового воспитания, проявляя терпимость, мудрость, деликатность, чтобы подростки не «сидели» в Интернете, меняя реальное, «живое» общение на социальные сети.

Да, стремительный темп нашей жизни требует от нас многого, постоянно меняется круговорот наших дел и забот. Но ради решения жизненно важных проблем мы просто не имеем права отгораживаться оправданиями нехватки времени от наших детей! Необходимо иногда остановиться, найти время для общения, совместного отдыха, общих любимых занятий! Или хотя бы просто суметь заинтересовать подростка каким-то интересным видом деятельности, чтобы у него появилось желание научиться чему-то новому с пользой для себя. Есть огромное множество способов проведения досуга. Чтобы приятное времяпровождение способствовало общему восстановлению душевных и физических сил. Полноценный отдых станет профилактикой переутомления, средством восстановления душевного равновесия для преодоления сложных жизненных ситуаций. Но нужно учитывать важное условие такого необходимого отдыха – смену деятельности. После дела – не ничегонеделание у телевизора, не игры у компьютера, а другое занятие, пусть не трудоёмкое, но всё-таки требующее определённых усилий.

Одно из решений проблемы- определённая созидательная деятельность. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с миром, с природой, с любовью создавая что-либо, не нанося никому вреда, ничего не разрушая. 

Всем известно, что творческий процесс приносит радость. При этом совершенно не важно, каким именно видом творчества вы решили заняться. Это может быть рисование, лепка, написание музыки, пошив платья, сборка моделей и не только. Занимаясь одним из созидательных видов деятельности, человек на время забывает о своих проблемах, повседневных заботах, полностью уходит в творчество. Вышивание, оригами, выжигание – это отличные способы самовыражения своих мыслей и чувств, возможность донести их до окружающих. Можно забыть про любые рамки,ограничения, стандарты и выплеснуть всё, что накопилось на душе – станет намного легче, спокойнее. Вовсе не обязательно в этом деле добиваться высоких результатов, главное – сам творческий процесс, то удовольствие, которое он приносит. И не надо думать, что для занятий требуется очень много времени, сил, умений, приспособлений, каких–то особых условий, для начала можно просто взять в руки самые обычные цветные карандаши, или нитки с иглой, или бисер, или что-то другое, и начать рисовать, шить, лепить, чувствуя себя творцом, созидателем! И куда-то уйдут все негативные эмоции, растворятся в творческом процессе! Например, учёные давно доказали благотворное влияние на психику в целом и на эмоциональную сферу в частности занятие ручным вязанием, которое является одной из распространённых форм психотерапии используется при некоторых невротических расстройствах. Существует даже медицинский термин «спицетерапия». Монотонное действие одних и тех же движений во время вязания формирует особое состояние ослабленной психической деятельности, совпадающее с признаками перехода организма от бодрствования ко сну: снижение тонуса нервной системы и мышц, определённые колебания биоэлектрического потенциала мозга, понижение артериального давления.

Вместе с тем, можно не ограничиваться выбором «спокойных» видов творчества, освоением несложных технических приёмов, повторением образцов. Понятие «творчество» подразумевает создание нового, того, чего ранее не было.Приобретая опыт, совершенствуя свои умения в выбранном виде творчества, каждый имеет возможность проверить, оценить свои возможности, поправить свои результаты.  Не секрет, что многие молодые люди пасуют перед трудностями технологических процессов, не хотят приложить определённых усилий для приобретения дополнительных знаний, умений и трудовых навыков. Но ценность человека как разумного существа в стремлении к самосовершенствованию, в постоянном движении к лучшему, интересному. Труд и творчество – естественные условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования, необходимость соблюдения этих составляющих важны для сохранения психического и социально-нравственного здоровья человека.

Роль творчества в поднятии настроения действительно очень велика. С его помощью мы начинаем чувствовать красоту окружающего мира. Находясь в депрессии, мы ничего этого не замечаем. Мир кажется нам скучным, серым и безрадостным. Создавая стихи, кулинарные шедевры, забавные игрушки, мы расцвечиваем нашу жизнь яркими, радостными красками для себя и своих близких. Украшение своего жилища, оформление класса, создание подарков для других людей даёт возможность автору - творцу почувствовать свою значимость и практическую необходимость своей созидательной деятельности. Ещё один плюс - то, что мы создаём, служит для нас напоминанием о пережитом жизненном моменте и примером того, как мы с этим справились. Наконец, занятия творчеством помогают молодым людям определить направление, в котором они будут в дальнейшем развиваться, делая свой профессиональный выбор. Способность творчески мыслить формирует инициативность, способность находить нестандартные решения, что просто необходимо современному профессионалу любого рода дятельности.

В нашем городе традиционно проводятся фестивали, выставки, слёты, конкурсы и просто встречи за круглым столом людей, объединённых разными видами творческой деятельности. Пятигорчане с удовольствием танцуют, поют, строят роботов, пишут стихи, рукодельничают, занимаются дизайном, запускают летающие модели…  -  их достижения удивляют и радуют! Чрезвычайно важен позитивный эмоциональный настрой такой коллективной творческой деятельности. Подобные мероприятия помогают сохранять связь поколений, наладить взаимопонимание между детьми и родителями, положительные отношения между самими подростками. Формируются умения слышать друг друга, вести диалог, высказывать свою точку зрения, свою творческую и жизненную позицию. Развивается умение понимать причины своих и чужих успехов и неудач, искать адекватные способы решения проблем. Путём дружеского общения творчески настроенных детей, молодёжи, людей старшего возраста, представителей разных национальностей и вероисповеданий происходит обмен культур, что учит жить без насилия и в атмосфере взаимопонимания. Язык творчества – язык мира!

Как мы видим, творчество представляет собой один из наиболее эффективных и в то же время приятных способов победить депрессию и плохое настроение. И что самое главное – арт-терапия доступна каждому. Весёлого вам семейного творчества и хорошего настроения!

 

                                                                              Учитель технологии МБОУ СОШ №30

                                                                                                                       Устенкова М.А.

«Системно–деятельностныйподход в обучении и воспитании школьников на уроках технологии в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30 г. Пятигорска
Обобщение педагогического опыта
Системно–деятельностный подход
в обучении и воспитании школьников
на уроках технологии в условиях реализации ФГОС
Для городского методического объединения учителей технологии
Из опыта работы учителя технологии МБОУ СОШ №30 г. Пятигорска Устенковой Маргариты Анатольевны
Пятигорск, 2018 г.
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Системно–деятельностныйподход в обучении и воспитании школьников
на уроках технологии в условиях реализации ФГОС»
/Для городского методического объединения учителей технологии/
 
Из опыта работы учителя технологии МБОУ СОШ №30 г. Пятигорск Устенковой Маргариты Анатольевны

Содержание

  1. Актуальность темы.
  2. Технология СДП.
  3. Сущность опыта с позиции СДП.
  4. Анализ результативности описанного опыта.
  5. Выводы.

Цель исследования:

  • Анализ работы по реализации общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и освоениюими конкретных предметных знаний и навыков в рамках предмета технологии.

Задачи исследования:

  • Совершенствование своего профессионального уровня.
  • Повышение качества преподавания предмета.

Запланированные результаты обучения учащихся

Предметные:

-овладение алгоритмами решения задач и исследовательских работ;

-выбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта

Регулятивные:

-сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности

-самостоятельное выполнение действий, руководствуясь инструкционной картой

Познавательные:

-поиск и применение необходимой информации

Коммуникативные:

-учебное сотрудничество в коллективе

Личностные:

-организация самоконтроля, самооценки.

 

1.Актуальность темы

Основная задача системы образования требует серьезной подготовленности учащихся к сознательной жизни. Программа ФГОС по технологии предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Совершенно ясно, что технология не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов, как рассчитать бизнес-план, коммунальные платежи. Но она может и должна научить ученика думать, вооружить его технологическими знаниями и навыками, чтобы уметь находить пути решения задач, делать выводы.

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому качества личности человека – это результат его предметной, в том числе учебной деятельности. То есть учебная деятельность школьников становится источником их внутреннего развития, формирования творческих способностей и личностных качеств. Отсюда вывод: какова деятельность – такова и личность!

Следовательно, деятельностный подход отражает основную задачу развития учащихся - формирование универсальных способов учебных и познавательных действий, что должно быть основой содержания учебного планирования по технологии.

 

2.Технология СДП

1.Мотивация (самоопределение) учебно-познавательной деятельности.

2.Актуализация знаний в пробном действии.

3.Анализ этапов действия и выявление причины возможного затруднения.

4.Тренинг в применении знаний, построение способа выхода из возможного затруднения.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия учебной деятельности.

3.Сущность опыта с позиции СДП:Для повышения степени активности учащихся мною используется система разнообразныхформ, методов, приемов обучения.

1.С начала года работаю над установлением комфортных рабочих отношений, всегда принимаю, стараюсь поощрять выражаемое ученикомличное мнение, обучаю корректным формам его выражения – например, на первом уроке в 6 классе предлагаю всем самостоятельно оценить свою трудовые успехи, включая любые действия по уборке, работе на приусадебном участке, уходе за младшими членами семьи, приготовлении пищи, по изготовлению швейных изделий, рукоделию и т.д.

2.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие – начиная с 5 класса, одним из первых заданий в котором является предложение нарисовать на внутренней обложке тетради пчелку –символ трудолюбия и подписать свое имя. Рабочая тетрадь по технологии ведется учащимися одна на весь курс обучения.

3.На уроках поддерживается стиль и тон отношений, способствующихсозданию атмосферы сотрудничества, психологического комфорта – например, при раскрое, пошиве одежды, когда в процессе работы происходит установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество, взаимопомощь. Задачи урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику-например, обязательно в классе находятся 1-2девочки, правильно и быстро выполняющие задание, они становятся консультантами для других и получают дополнительную оценку в случае, если справляются.

4.На уроке предлагаютсячеткие критерии самоконтроля и самооценки по выполнению задания – например, по теме «Выполнение ручных и машинных строчек» для учащихся 5-7 классов мною разработаны инструкционные материалы для изучения, изготовления образцов и проверки знаний.

5.Для формирования коммуникативной компетенции в общении планирую разные формы деятельности -например, была успешно проведена экскурсия учащихся 5 класса на предприятие по производству керамики, где с интересом обсуждались вопросы по теме «Основные средства композиции при создании изделий декоративно-прикладного творчества».

6.Стараюсь эффективно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, например, на занятиях по кулинарии учащиеся 5 классов готовят разнообразные блюда по системе:сначала изучение теоретических сведений по запланированной теме, затем практическая работа, осуществляемая учащимися индивидуально.На следующем этапе дети работают парами, а в итоге работа успешно проводится бригадами. Одна из интересных находок «Вкусное задание» - работа задается на дом: приготовить по изучаемой теме блюдо по выбору, накормить членов семьи и получить у них оценку и краткий отзыв (в тетрадь).

7.Учитель добивается осмысления учебного процесса всеми учащимися, используя для этого специальные приемы – например, разработанную для письменного или устного ответа анкетусамоанализаи самооценки качества своей деятельности на уроке, в числе вопросов которой – оценка готовности к уроку и эффективности использования рабочего времени. Оценивая реальное продвижение каждого учащегося, поощряю и поддерживаю минимальные успехи – в течение урока, при подведении итогов урока, в конце учебного года.

8.На уроке используются разнообразные формы и методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе – например, по теме «Проектирование одежды» мною разработан комплектинструкционных картдля выполнения практических работ по техническому и художественному моделированию, а также краткие справочные материалы по данной тематике.

9.Задача учителя направления действий ученика как субъектасобственной учебной деятельности системно реализуется припроектировании –например, предлагаю заполнять лист контроля выполнения проекта, где поэтапно фиксировать результаты работы, что позволяет учащимся реально оценивать время процесса проектирования.

10.Кроме основных дидактических приемов здоровьесбережения на уроках я знакомлю учащихся садаптированным мною комплексом физкультминуток общего действия, упражнений для глаз, для рук.

11.Особое внимание уделяется поискуоптимальных средств развития творческих способностей,дизайнерского мышления и эстетического воспитания. Систематизация данной деятельности предполагает создание объектов доступного уровня сложности, быстрых в изготовлении, создание которых можно рассматривать как игровые моменты. В ходе подобных уроков предусматривается краткое знакомство с видом прикладного творчества, подготовленной учащейся или учителем,анализ технологии, выполнение упражнений и, по желанию, творческой работы. Данная тематика деятельности соответствует и требованиямздоровьесберегающих технологий. На уроках мы занимаемся такими видами прикладного творчества, как лоскутная пластика, изонить, оригами, плетение и другие.

4.Анализ результативности педагогического опыта.

Проектные, практические и творческие работы учащихся демонстрируют знание современных технологий обработки материалов и умение применять теоретические знания на практике, успешное владение учащимися учебно-исследовательскими методами, информационными средствами и правилами графической документации. Активное участие учащихся в различных конкурсах и выставках отмечено грамотами и дипломами.

5.Выводы.

Проанализировав результаты своего педагогического опыта, я решила продолжать повышать уровень своей профессиональной компетентности, обеспечивая реализацию целей и задач обучения и воспитания школьников на уроках технологии в соответствии с рабочей программой.

 

Народные промыслы региона. Керамика.

Информация в рамках системы профессионального самоопределения

Народные промыслы региона. Керамика.

Устенкова М.А.

учитель технологии

 МБОУ СОШ №30 г. Пятигорска

План

  1. Актуальность тематики.
  2. Особенности народного искусства региона.
  3. Термины, понятия и материалы керамического производства.
  4. Гипотеза возникновения промысла и видыкерамических изделий.
  5. Исторические факторы развитиякерамического промысла региона.
  6. Отличительные особенности стиля кавказской керамики.
  7. Начало возрождения керамического промысла.
  8. Развитие традиций на предприятии «Темп» г. Пятигорска.
  9. Тематика, материалы, технологические и художественные приемы производства.

Сегодня общество все больше осознает необходимость совместной воспитательной работы родителей, учащихся и педагогов.Один из вопросов совместной системной деятельности – вопрос о профессиональном самоопределении обучающихся.Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место в обществе занимает сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда. Повышаются требования к потребительским изделиям, их оформлению с учетом требований дизайна, декоративно-прикладного искусства. Чтобыактивизировать процесс профессионального самоопределенияучащихся, необходимо повышать уровень их профессиональной компетенции, специальных знаний и умений, связанных с обработкой материалов.Ознакомление с содержанием, характером и условиямитруда в различных сферах деятельности дает возможностьосознанного, творческого подхода к выбору профессии. А качества творчески думающей и легко адаптирующейся личности необходимы для деятельности в любых социально-экономических условиях.

Народные промыслы региона: керамика

Проблема сохранения и развития культурного наследия определяется возросшим интересом народов к своим национальным корням.  Обращение к истокам народного творчества, ознакомление молодого поколения с разными его аспектами - одно из условий развития творческих способностей, образного мышления, формирование эстетического и художественного вкуса, необходимых для воспитания развитой личности. Только всесторонне развитый человек способен активным образом преобразовывать окружающий мир.

Ставропольский край в целом и в особенности регион Кавказских минеральных водявляется показателем своеобразной культуры почти 40 различных народов, населяющих и населявших эту землю. С давних пор жители селений помимо сельского хозяйства и строительства жилищ занимались различными видамиремесел декоративно-прикладного характера.Изделия народных промыслов Северного Кавказа известны далеко за его пределами: такие, как гравировка, чеканка, деревянные изделия с металлической насечкой, серебряные украшения, валяные из шерсти бурки, войлочные и ворсовые ковры, золотое и серебряное шитье, расписная керамика.

Слово «керамика», означающее изделия из обожженной глины, произошло от греческого слова «керамос»- т.е. «глина». Сегодня слово «керамика» употребляется в двух значениях: керамика тонкая (фарфор, фаянс) и грубая (кирпич, черепица, глиняные горшки и т.д.) Изделия из более тонких белых глин –каолинов- называются «майолика», они имеют на лицевой поверхности поливу из стекловидных составов: прозрачных глазурей и непрозрачных эмалей; а второй вид- «терракота»- не имеет поливы и расписывается ангобами-  составами из цветных глин.

Глина – один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности.Ещё в эпоху позднего палеолита человек открыл свойства глины твердеть в огне, превращаясь в камнеподобный материал. И когда человек начал лепить из глины и обжигать простейшие сосуды, он тем самым создал первый искусственный материал- керамику. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов – посуду, культовые фигурки и игрушки для детей,монеты и медали, таблички для письма и кирпичи для строительства.Широкое распространение керамика получила в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции. Высокохудожественной керамикой славилась и Древняя Русь.

Северный Кавказ также относится кчислу древнейших очагов культуры. Человек обитает на этой территории уже более 300 тысяч лет. Целый ряд факторов (соединение разных климатических и природных зон, особенности географического положения, наличие сырьевых ресурсов и др.) обусловил быстрое развитие первобытных общин. Еще в конце верхнего палеолита здесь зарождаются и активно развиваются формы первобытного искусства. Район предгорий Центрального Кавказа и Пятигорье уже в Кобанский период (14 -13 вв. до н.э.) входит в ареал древнейшего глиняного производства, что подтверждают материалы раскопок курганов.Ранняя форма керамики представляла собой грубую лепную посуду. Сосуды вылепливались вручную, без гончарного круга, методом налепливания раскатанных глиняных жгутов, образующих стенку. Ручная формовка сосудов придавала поверхности своеобразный живописный характер. В этот период для местной керамики характерно появление простых, но выразительных геометрических мотивов, наносимых углубленным контуром на поверхность сосуда.

         В Сарматскую эпоху (3-1 вв. до н.э.) кавказская керамика, а вместе с ней и керамика Пятигорья, достигает многообразия форм и мастерства изготовления изделий. Это прежде всего сосуды в виде птиц и животных с характерной сильной стилизацией, а также формы мелкой анималистической пластики, имеющей самостоятельное значение. Наблюдается развитие самобытных способов декорирования: к киммерийскому и скифскому времени относятся сосуды с отпечатанной по сырой глине фактурой ткани. В дальнейшем приемы фактурного декорирования керамики все более усложняются.Именно богатство сложившихся к этому времени приемов гончарного мастерства, постоянство местных источников сырья позволили искусству керамики Центрального Предкавказья пережить длительный период постоянных миграций кочевых народов, быстрой смены этнической карты Северного Кавказа в бурную эпоху Раннего Средневековья.Пятигорье становится центром Северо-Кавказской культуры.

Следующим значительным обогащением местного стиля в керамике явилось возникновение гончарного промысла в городе Маджаре (долина реки Кумы).Среднеазиатские традиции поливной керамики татаро-монгольских завоевателей повлекли за собой изменение технологии, обогащение цветовой гаммы,появились характерные яркие контрастные цветовые сочетания, тюркские орнаментальные мотивы и своеобразная ритмика изобразительных элементов. Крупнейшими центрами ремесла в эпоху монгольского владычества (13-14 вв.) были город Маджар и Пятигорье, где находились ставки монгольских ханов.С разорительными нашествиями и постоянными войнами, длившимися на Кавказе до второй половины 19в., было связано затухание керамических промыслов.За это время они успели обогатитьсяи русскими изобразительными декоративными мотивами, принесенными в Пятигорье терскими казаками. Пестрый состав переселенцев из различных областей Российской империи, привозивших на Северный Кавказ свои образцы керамики, также не способствовал сохранению исконнойместной школы мастерства.

Но с постепенным развитием культурной жизни стал появляться спрос на сувенирные изделия. В конце 19 века в городах-курортах создавались «Специальные Кавказские магазины» по продаже художественных произведений народного творчества, которые, как тогда говорилось, «изяществом и качеством были вне всякой конкуренции».В конце 20 века, когда основной тенденцией мировой и отечественной культуры стало возрождение древних традиций, положительно можно оценить возникновение производств, пытающихся решать эту задачу. Как известно, художественные промыслы возникали, складывались и развивались в различных местностях в разное время- одни- в 19 веке под влиянием капиталистического развития деревни, другие- в начале 20 века, в условиях советской действительности; последние возникают и развиваются на современном этапе, в условиях развития предпринимательской деятельности. Новые предприятия способны продолжать и развивать традиции национального искусства, едва не утерянные во времена тотального ширпотреба.Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию формовки и обжига изделий, новые составы эмалей и глазурей.Развитие народных художественных промыслов в крае - одна из страниц выполнения государственной программы. Выпускаемые в регионе Кавказских минеральных вод и Домбайского высокогорья колоритные сувенирные изделия пользуются популярностью у местных жителей и туристов.   Керамика стала одним из основных предметов нашего быта. Вряд ли найдется кто-то, у кого не было бы любимой керамической кружки, тарелки, вазочки или статуэтки.

В числе других  в 1996 г. в Пятигорске было основано предприятие «Темп» по производству керамических изделий, определившее своей задачей возрождение и развитие традиций керамических промыслов Пятигорья под руководством его создателя- Муханиной С. Н. Возникновению этого нового очага народного творчества предшествовал нелегкий период исследования, обобщения и отбора художественных традиционных технологий, планирование маркетинговых стратегий ( что является необходимым и определяющим в современных экономических условиях). Производство было налажено на основе местного сырья- белых учкекенских глин. Художники, прошедшие школу художественного мастерства, объединились с целью выработки единой стилистической концепции современного промысла, опирающейся на древние традицииместной керамики.Основой уникального стиля изделий производства стало соединение уникальной технологии и новизны изобразительных мотивов.В 1999 г. Краевой Художественно- Экспертный Совети региональная комиссия по народным художественным промыслам признали изделия художников предприятия изделиями народного художественного промысла.

Выбором ассортимента предприятия стала ориентация на выпуск сувенирной и подарочной продукции. Это- декоративные панно,тарели,вазы, фигурнаяи анималистическая пластика, пластика условных декоративных форм.В формообразовании отмечается простота, лаконичность и выразительность. Наряду с технологией отливки в гипсовые формы применяется традиционное гончарное производство и ручная формовка, вылепливание и набивка.Определяющей особенностью является ценность ручного авторского труда, сначала при нанесении на изделие ручной росписи и разнообразных видов фактуры по сырой поверхности, затем при нанесении рисунка углубленным контуром. Далее изделия проходят процесс глазуровки темным тоном и затирки вручную, позволяющей затемнить углубленный контур и придать общий тон рисунку. В декоре изделий заметно применение характерных традиционных орнаментальных мотивов: спиралевидных форм, элементов солярных символов, геометрических и растительных орнаментов,древних зооморфных и антропоморфных мотивов. Налицо применение способов декорирования керамики, характерных именно для этого региона. Все это свидетельствует о том, что деятельность производства представляет собой «пример восстановленияи укрепления древних народных традиций, их реального возрождения и развитияв современных условиях.»[1]

Литература

  1. Невская В. П. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. –Ставрополь: СКИПРО, 1996.стр 45-48
  2. Газарян С. С. Прекрасное своими руками. – М.: «Детская литература», 1989.
  3. Материалы краеведческого музея города Пятигорска;
  4. Шамлиди Л.Ю. Традиции керамических промыслов Пятигорья. -Кафедра курортологии,1998.
  5. Интернет-ресурсы.


[1]Шамлиди Л.Ю. Традиции керамических промыслов Пятигорья. Кафедра курортологии, 1998, стр.3.

 

Значение проектной деятельности учащихся на уроках технологии в системе ценностных ориентиров образовательного стандарта

Информация для родителей

Значение проектной деятельности учащихся на уроках технологии

в системе ценностных ориентиров образовательного стандарта

Современная система образования выдвигает перед учителями задачу воспитания творческой, культурной и активной личности. Одним из требований к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования является формирование их ответственного отношения к учению, готовности  к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора с учетом познавательных интересов. Большой вклад в решение этой задачи вносит школьный предмет «Технология». Изучение данной образовательной области базируется на научной основе широкого спектра наук, включая, наряду с традиционными, новые, перспективные технологии.

Общие сведения о проектном методе обучения

Метод проектов привлек внимание российских педагогов еще в начале 20-го столетия. Но отсутствие четких разработок привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия.Использование этого метода в российских школах совпало с исследованиями американских ученых. Основа их метода проектов базировалась на  деятельности ученика, на его личных интересах и предусматривала приобретение им новых знаний, помогающих реализовать поставленную цель. Они считали, чтов паре «учитель – ученик» последний является главным, а учитель – лишь его помощник, цель которого не передавать знания, а научить использовать их. Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Норвегии, Германии, Италии, Израиля и других стран мира. Причиной их распространения в 20 веке стали непрерывно изменяющиеся условия выполнения человеком профессиональной деятельности. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных задач.В начале 80-х годов российские ученые поставили перед собой вопрос: как изменить репродуктивный характер деятельности: учитель показывает КАК и ЧТО делать, а ученик повторяет. Такая деятельность не способствовала воспитанию активной творческой личности. В целях усиления познавательной роли самостоятельной работы учащихся и был введен комплексный, обучающий метод проектов, включающий в себя проблемный подход к выбору объектов трудовой деятельности с учетом их полезности и экономической целесообразности, формирования знаний и умений по конструированию, планированию технологии выполнения, контролю хода и результатов работы.Педагогическая система «Метод проектов» является открытой и развивающейся системой, которая постоянно совершенствуется на основе  учета передового педагогического опыта. Ее основа – это обучение посредством планирования (проектирования) и делания.

Преимущества системы проектного обучения

  • Прежде всего, в учебной деятельности школьников усиливается поисково-исследовательская работа, так как при выборе, планировании, обосновании темыпроекта изучается, обрабатывается масса научно-практической информации, используются знания из различных областей человеческой деятельности.
  • Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью;
  • Проектная деятельность учащихся аналогична деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике.
  • Технологический этап проектирования формирует у учащихся особую технологическую грамотность и трудовую культуру. В процессе практической реализации задуманного воспитываются такие качества, как обязанность выполнения задания в намеченные сроки, старательность, добросовестность в работе, формируются понятия гигиены труда.
  • Также надо учесть, что проектная деятельность ориентирует ученика на изготовление общественно-значимой продукции, помогает осознать потребности человека в качественных, необходимых в повседневной жизни товарах и услугах.
  • Замечательно и то, что ученики вовлекаются в несложные экономические расчеты, усваивая такие понятия, как себестоимость, цена, прибыль, заработная плата.
  • Проектная деятельность подсказывает  решение проблем досуга, помогает самоопределению, трудовому становлению личности.
  • При выполнении практической части проекта формируются и закрепляются навыки технологической дисциплины, рациональной организации рабочего места с соблюдением правил безопасности труда и санитарно – гигиенических требований.
  • Экологический аспект проекта заставляет задуматься о взаимодействии с окружающей природой и социальной средой, вопросах сохранения здоровья.
  • Нельзя обойти вниманием и затрагиваемый в проекте вопрос внешнего вида изделия, оформления документальной части проекта: все это должно соответствовать требованиям современного дизайна, что развивает художественные способности учащихся.
  • Еще один немаловажный фактор – возможность совместной работы детей с родителями, что помогает воспитанию духовных ценностей.
  • Но может быть, важнее всего для учащихся – это возможность самостоятельной творческой деятельности, ведь недаром проект так и называется «Творческий».Этот процесс лишь частично может быть упорядочен контролем учителя. Зная интересы и возможности своих учеников, учитель наблюдает за выполнением задания, анализирует ошибки, насколько возможно помогает, оптимизирует процесс, поощряя учеников для достижения более высоких результатов.

Основы выполнения проектов

     Проект - это итоговая работа, но начинать ее надо с первых дней учебного года, так как это работа, требующая больших затрат времени.Планирование и результаты познавательно-трудовой проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться учащимися в виде записей, эскизов, чертежей, технологических карт, экономических расчетов, снимков. При выполнении проекта применяются информационно-компьютерные технологии.Сроки выполнения проектов зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до года.

   Суть проектного метода состоит в том, что единый процесс деятельности разбивается на отдельные завершенные этапы.

  Общая структура проектирования состоит из 3-х этапов:

1. Поисковый - подготовительный (теоретический) этап:                                                                                                                                                                             - поиск проблемы, выбор темы и ее обоснование;                                                    

- оценка своих возможностей реализации идеи;

- сбор необходимой информации по выбранной теме;                                                     

-разработка вариантов решения проблемы;

- выбор рациональной технологии изготовления проектного изделия;                                                                     

- составление плана изготовления проектного изделия.                                                 

2. Технологический -основной (практический) этап:                                                                                                    

-выполнение технологических операций по изготовлению изделия;                      

- оформление документации с помощью компьютера;                                                                                                  

– разработка электронной презентации.

3.Аналитический

- заключительный этап:                                                                                                          

- контроль выполнения задания и анализ результатов;                                            

- презентация и защита проекта с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.

Тематика проектных заданий

   При выборе проектных заданий учащимся вначале предлагается минимальное количество примерных тем. Акцент делается на то, чтобы учащиеся самостоятельно придумали тему, комплексно отражающую знания и практические навыки.  Для активизации мыслительной деятельностиможно воспользоваться «банком проектов», где представлены примеры выполнения задания по разным сферам деятельности.Отдельным учащимся  оказывается индивидуальная помощь в выборе темы по их реальным возможностям. Для развития интереса к результатам практической работы объекты труда подбираются с учетом интересов и потребностей учащихся. По рекомендации учителя продумываются вопросы целесообразности выбора конкретной темы: достаточно ли ресурсов времени, материалов, оборудования для реализации идеи, достигается ли финансовая выгода. При выборе проектного задания учащимся рекомендуется учитывать его практическую ценность: это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома, для школы, подарочные изделия и т. д., выполненные из различных материалов.

Организация практического этапа работы

Под руководством учителя обозначаются цели и задачипроекта,  происходит исследованиетрадиций, анализвариантов первоначальной идеи и выбор оптимальной из них, далее идет разработка конструкции изделия и выполнение технологических операций по его изготовлению,осуществляются эколого-экономические расчеты, маркетинговые исследования, продумывается рекламный проспект, в соответствии  с правилами оформляется проектная документация. В процессе работы активно используются знания, полученные при изучении других учебных предметов. Вся система выполнения работы строится по принципу усложнения требований, увеличения объема знаний и навыков.

Анализ и оценка выполнения задания

   Оценка творческого проекта вначале проводится самим автором, его родителями, одноклассниками, затем учителем.Для защиты проекта учащиеся предоставляют готовые изделия, всю документацию по ним и электронную презентацию. Защита проводится в виде доклада перед группой с ответами на возникшие вопросы.Основные критерии оценивания  это: практическая значимость проекта, сложность и  полнота разработок, оригинальность темы, самостоятельность, качество работы, глубина знаний по теме, аргументированность доклада, культура речи, контактность.

Выводы

Система проектного метода обучения дает возможностьосвоения учащимисякомплекса знаний, умений и навыков организационно-практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от возникновения идеи до ее реализации в материале с учетом оценки качества работы и определения спроса на рынке товаров.Творческая проектная деятельность позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Постепенно учащиеся осознают собственные возможности для удовлетворения своих и общественных потребностей, что способствует  формированию технологической культуры, развивает социальный аспект личности учащегося, прививает жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. Следовательно, проектную деятельность учащихся  можно назвать одним из слагаемых успешной адаптации школьника к современным социально-экономическим условиям жизни и профессиональному самоопределению, что соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.

Информация для родителей

Значение проектной деятельности учащихся на уроках технологии

в системе ценностных ориентиров образовательного стандарта

Современная система образования выдвигает перед учителями задачу воспитания творческой, культурной и активной личности. Одним из требований к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования является формирование их ответственного отношения к учению, готовности  к саморазвитию и самообразованию на основе осознанного выбора с учетом познавательных интересов. Большой вклад в решение этой задачи вносит школьный предмет «Технология». Изучение данной образовательной области базируется на научной основе широкого спектра наук, включая, наряду с традиционными, новые, перспективные технологии.

Общие сведения о проектном методе обучения

Метод проектов привлек внимание российских педагогов еще в начале 20-го столетия. Но отсутствие четких разработок привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия.Использование этого метода в российских школах совпало с исследованиями американских ученых. Основа их метода проектов базировалась на  деятельности ученика, на его личных интересах и предусматривала приобретение им новых знаний, помогающих реализовать поставленную цель. Они считали, чтов паре «учитель – ученик» последний является главным, а учитель – лишь его помощник, цель которого не передавать знания, а научить использовать их. Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Норвегии, Германии, Италии, Израиля и других стран мира. Причиной их распространения в 20 веке стали непрерывно изменяющиеся условия выполнения человеком профессиональной деятельности. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных задач.В начале 80-х годов российские ученые поставили перед собой вопрос: как изменить репродуктивный характер деятельности: учитель показывает КАК и ЧТО делать, а ученик повторяет. Такая деятельность не способствовала воспитанию активной творческой личности. В целях усиления познавательной роли самостоятельной работы учащихся и был введен комплексный, обучающий метод проектов, включающий в себя проблемный подход к выбору объектов трудовой деятельности с учетом их полезности и экономической целесообразности, формирования знаний и умений по конструированию, планированию технологии выполнения, контролю хода и результатов работы.Педагогическая система «Метод проектов» является открытой и развивающейся системой, которая постоянно совершенствуется на основе  учета передового педагогического опыта. Ее основа – это обучение посредством планирования (проектирования) и делания.

Преимущества системы проектного обучения

  • Прежде всего, в учебной деятельности школьников усиливается поисково-исследовательская работа, так как при выборе, планировании, обосновании темыпроекта изучается, обрабатывается масса научно-практической информации, используются знания из различных областей человеческой деятельности.
  • Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью;
  • Проектная деятельность учащихся аналогична деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике.
  • Технологический этап проектирования формирует у учащихся особую технологическую грамотность и трудовую культуру. В процессе практической реализации задуманного воспитываются такие качества, как обязанность выполнения задания в намеченные сроки, старательность, добросовестность в работе, формируются понятия гигиены труда.
  • Также надо учесть, что проектная деятельность ориентирует ученика на изготовление общественно-значимой продукции, помогает осознать потребности человека в качественных, необходимых в повседневной жизни товарах и услугах.
  • Замечательно и то, что ученики вовлекаются в несложные экономические расчеты, усваивая такие понятия, как себестоимость, цена, прибыль, заработная плата.
  • Проектная деятельность подсказывает  решение проблем досуга, помогает самоопределению, трудовому становлению личности.
  • При выполнении практической части проекта формируются и закрепляются навыки технологической дисциплины, рациональной организации рабочего места с соблюдением правил безопасности труда и санитарно – гигиенических требований.
  • Экологический аспект проекта заставляет задуматься о взаимодействии с окружающей природой и социальной средой, вопросах сохранения здоровья.
  • Нельзя обойти вниманием и затрагиваемый в проекте вопрос внешнего вида изделия, оформления документальной части проекта: все это должно соответствовать требованиям современного дизайна, что развивает художественные способности учащихся.
  • Еще один немаловажный фактор – возможность совместной работы детей с родителями, что помогает воспитанию духовных ценностей.
  • Но может быть, важнее всего для учащихся – это возможность самостоятельной творческой деятельности, ведь недаром проект так и называется «Творческий».Этот процесс лишь частично может быть упорядочен контролем учителя. Зная интересы и возможности своих учеников, учитель наблюдает за выполнением задания, анализирует ошибки, насколько возможно помогает, оптимизирует процесс, поощряя учеников для достижения более высоких результатов.

Основы выполнения проектов

     Проект - это итоговая работа, но начинать ее надо с первых дней учебного года, так как это работа, требующая больших затрат времени.Планирование и результаты познавательно-трудовой проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться учащимися в виде записей, эскизов, чертежей, технологических карт, экономических расчетов, снимков. При выполнении проекта применяются информационно-компьютерные технологии.Сроки выполнения проектов зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до года.

   Суть проектного метода состоит в том, что единый процесс деятельности разбивается на отдельные завершенные этапы.

  Общая структура проектирования состоит из 3-х этапов:

1. Поисковый - подготовительный (теоретический) этап:                                                                                                                                                                             - поиск проблемы, выбор темы и ее обоснование;                                                    

- оценка своих возможностей реализации идеи;

- сбор необходимой информации по выбранной теме;                                                     

-разработка вариантов решения проблемы;

- выбор рациональной технологии изготовления проектного изделия;                                                                     

- составление плана изготовления проектного изделия.                                                 

2. Технологический -основной (практический) этап:                                                                                                    

-выполнение технологических операций по изготовлению изделия;                      

- оформление документации с помощью компьютера;                                                                                                  

– разработка электронной презентации.

3.Аналитический

- заключительный этап:                                                                                                          

- контроль выполнения задания и анализ результатов;                                            

- презентация и защита проекта с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.

Тематика проектных заданий

   При выборе проектных заданий учащимся вначале предлагается минимальное количество примерных тем. Акцент делается на то, чтобы учащиеся самостоятельно придумали тему, комплексно отражающую знания и практические навыки.  Для активизации мыслительной деятельностиможно воспользоваться «банком проектов», где представлены примеры выполнения задания по разным сферам деятельности.Отдельным учащимся  оказывается индивидуальная помощь в выборе темы по их реальным возможностям. Для развития интереса к результатам практической работы объекты труда подбираются с учетом интересов и потребностей учащихся. По рекомендации учителя продумываются вопросы целесообразности выбора конкретной темы: достаточно ли ресурсов времени, материалов, оборудования для реализации идеи, достигается ли финансовая выгода. При выборе проектного задания учащимся рекомендуется учитывать его практическую ценность: это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома, для школы, подарочные изделия и т. д., выполненные из различных материалов.

Организация практического этапа работы

Под руководством учителя обозначаются цели и задачипроекта,  происходит исследованиетрадиций, анализвариантов первоначальной идеи и выбор оптимальной из них, далее идет разработка конструкции изделия и выполнение технологических операций по его изготовлению,осуществляются эколого-экономические расчеты, маркетинговые исследования, продумывается рекламный проспект, в соответствии  с правилами оформляется проектная документация. В процессе работы активно используются знания, полученные при изучении других учебных предметов. Вся система выполнения работы строится по принципу усложнения требований, увеличения объема знаний и навыков.

Анализ и оценка выполнения задания

   Оценка творческого проекта вначале проводится самим автором, его родителями, одноклассниками, затем учителем.Для защиты проекта учащиеся предоставляют готовые изделия, всю документацию по ним и электронную презентацию. Защита проводится в виде доклада перед группой с ответами на возникшие вопросы.Основные критерии оценивания  это: практическая значимость проекта, сложность и  полнота разработок, оригинальность темы, самостоятельность, качество работы, глубина знаний по теме, аргументированность доклада, культура речи, контактность.

Выводы

Система проектного метода обучения дает возможностьосвоения учащимисякомплекса знаний, умений и навыков организационно-практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от возникновения идеи до ее реализации в материале с учетом оценки качества работы и определения спроса на рынке товаров.Творческая проектная деятельность позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Постепенно учащиеся осознают собственные возможности для удовлетворения своих и общественных потребностей, что способствует  формированию технологической культуры, развивает социальный аспект личности учащегося, прививает жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи. Следовательно, проектную деятельность учащихся  можно назвать одним из слагаемых успешной адаптации школьника к современным социально-экономическим условиям жизни и профессиональному самоопределению, что соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой.

                                                         Н.В.Дорошенко,

   учитель начальних классов

МБОУ СОШ №30

г. Пятигорска

 

 

Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой.

     

На мой взгляд, школа будущего за детьми, способными принимать нестандартные решения, умеющими творчески мыслить.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день существует достаточное количество методических пособий  в начальной школе, но очень мало таких, в которых были бы собраны и обобщены данные, позволяющие развивать творческое мышление учащихся на уроках,  не выходя за рамки курса.  И очень мало методических пособий по применению технологии проблемного обучения в начальных классах.        Поэтому я пришла к выводу о необходимости создания продуманной системы упражнений по развитию творческого мышления учащихся.

Практическая значимость моей работы состоит в разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления, системы заданий по развитию творческого потенциала, системы уровневых заданий на основе личностно-ориентированной технологии обучения.

При формировании творческого мышления выделяю три основных условия формирования творческого мышления:

1)  индивидуализация образования;

2)  исследовательское обучение;

3)  проблематизация.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний или применении прежних значений в новой ситуации.

Поставлена задача организо­вать проблемное обучение так, чтобы на­ряду с высокой эффективностью ре­зультатов усвоения (формирование ор­фографических навыков) было обеспе­чено развитие творческого мышления каждого учащегося.

 

Подробнее: Развитие мышления учащихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной...

О проблемах дифференцированного обучения на уроках математики в средних общеобразовательных школах

Газзаев Валерий Енверович

учитель математики   МБОУ

СОШ   № 30   г.Пятигорска

Вся история человечества буквально на всех этапах его развития  наглядно подтвердила и продолжает подтверждать ставшее аксиомой утверждение о том, что для обучения ребенка письму, навыкам на уровне автоматизма, а также основам математики, когда ребенок не только способен выполнять простейшие арифметические действия, но получает тот уровень математических знаний, когда, по крайней мере, становится ясно, проявляет ли он способности к дальнейшему усвоению учебного материала по математике, необходимо около трех-четырех лет.

Три-четыре года составлял период обучения основам математики и письма в классических школах древнегреческих математиков и философов, столько же составлял курс обучения основам наук, ставших классикой российской педагогической науки в церковно-приходских школах. Мощнейшая советская педагогическая наука, как и современная российская однозначно остановилась на четырехлетнем этапе начального обучения подрастающего поколения. Втечение тысячелетий не меняется костяк начального образования.

Роль начальной школы примечательна еще и тем, что наравне с уровнем знаний и качеством образования и воспитания в конце окончания курса начальной школы ребенок получет оценку, которая не выставляется ни в одной ведомости и не заносится ни в один отчет. Этот негласный вердикт способностям ребенка выносится педагогом начальных классов, передается от одного учителя другому и за редчайшим исключением оправдывает себя вплоть до окончания учащимся всего курса средней общеобразовательной школы.

Вердикт, имеет ребенок математические способности или хотя бы склонность к изучению математики, бывает окончательным, обсуждению не подлежит и, как правило, подтверждается в 99 случаях из 100.  Конечно же, не в обиду другим учителям-предметникам будет сказано, но практически по всем учебным дисциплинам  при наличии профессионала-учителя и поддержки родителей любому психически и физиологически нормальному ученику можно дать уровень знаний и навыков, полностью соответствующий современным учебным планам. Кроме математики, которую, к великому сожалению как всех великих педагогов, так и простых смертных - учителей и родителей, дано усвоить только тем, у кого есть генетические способности к ее усвоению. К концу начальной школы все становится ясно и четко, как и в самой математической науке – ребенок или может усвоить математику или не может. И здесь речь идет не о выдающихся способностях, а о простом умении самостоятельно решить задачу средней сложности из среднего курса средней школы. А таких учеников, как это подтверждается всей обучающей практикой человечества, из ста бывает не больше десяти-пятнадцати. Печально, но это факт.

Как говорится, сам бог велит уже с пятого класса объединять учеников в классы по принципу наличия или отсутствия у них математических способностей. Касательно других предметов и способностей их проявление не так четко и рельефно, и тяга к ним, как и проявление способностей, например, к изучению биологии или любого другого предмета может проявляться неоднозначно и в любом возрасте. Как правило, формирование групп или классов по способностям (кроме математических) возможно по мере их проявления, но практика показывает, что это происходит к восьмому-девятому году обучения.

В идеале, приступать к раздельному обучению детей по принципу наличия или отсутствия у них математических способностей необходимо уже с 5 класса, но здесь мы сталкиваемся с более серьезной и застарелой проблемой, не разрешив которой наша страна никогда не войдет в число самых развитых стран мира. Это не высокие слова или сгущение красок, это реальность двадцать первого века, ушло время шапкозакидателсьтва и надежды на «богата Россия-матушка талантами, не пропадем». ХХI век ставит перед человечеством совершенно другие задачи, и те страны, которые не осознают и, главное, не разрешат эти проблемы, всегда будут плестись в хвосте цивилизации  и в конце концов растворятся на просторах истории. Речь, естественно, идет о принципиально новом подходе к  вопросу изучения царицы наук – математики. В итоге, великие перспективы открываются перед теми странами, которые вкладывают достаточно финансовых средств в образование и осуществляют  принципиально новый подход к системе образования и, что особенно  важно, в процесс изучения математики.

А начинать необходимо с кардинального изменения принципов  изучения основ математики с первого же года обучения в средней  общеобразовательной школе. Уверен, что о сложных моментах начального этапа классического российского образования известно многим, но абсолютно непонятно, почему об этом не принято говорить и тем более непонятно, почему до сих  пор не ставится  вопрос о решении  проблемы.

Речь идет об уровне подготовки учителей начальных классов, о принципах и подходе к системе начального образования.

Традиционно кадры для начальной школы готовятся в педагогических вузах, точнее, на факультетах методики начального образования. Ни для кого не секрет, что на эти факультеты, как правило, поступают абитуриенты, мягко говоря, далекие от математики. В лучшем случае, это люди с так называемым гуманитарным уклоном. Кроме этих специалистов часто в ряды учителей начальных классов попадают «чистые» гуманитарии, и уж совсем большая редкость, чтобы учителем начальных классов становились выпускники математических вузов. Но это только одна сторона проблемы, а в-общем, ситуацию с качеством и уровнем преподавания математики в начальной школе можно считать неблагоприятной, особенно с учетом требований современного мира. Сложилась парадоксальная ситуация, когда в той же начальной школе часть предметов, объем и сложность усвоения которых ни в какое сравнение не идет с преподаванием математики, находятся в более привилегированном положении во всех отношениях, а именно:

- в современной российской школе преподавателям начальных классов, скажем так, не доверяют преподавание физической культуры на уровне подвижных игр, кувырков и простейших гимнастических упражнений. Ее проводят специалисты узкого профиля – профессиональные учителя физкультуры. Кроме того, ученики с соответствующими  физическими данными или просто желающие имеют возможность развивать свои способности в различных спортивных секциях, спортивных школах и т.п. и, как правило, это делают;

- в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание изобразительного искусства на уровне рисования зайчиков и домиков, его проводят чуть ли не профессиональные художники, хотя те же ученики, проявляющие способности к рисованию и вообще изобразительному искусству,  имеют возможность развивать свои  способности  и посещать всевозможные художественные студии,  школы изобразительных искусств и т.д.;

-  в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание музыки (на практике это банальное разучивание детских песенок и т.д.). Эти уроки ведут профессиональные музыканты, хотя ученики, имеющие музыкальные способности, практически всегда параллельно посещают и музыкальные школы и, как правило, получают музыкальное образование;

- в современной российской школе преподавателям начальных классов не доверяют преподавание основ психологии, хотя через несколько лет работы в школе практически каждый учитель становится, без всякой подготовки, психологом средней руки. И вообще, почему принято считать, что на тех же факультетах начального образования педагогических вузов могут подготовить специалистов, способных преподавать математику, а основы психологии - нет?

Подробнее: О проблемах дифференцированного обучения на уроках математики в средних общеобразовательных школах

ПРОГРАММА секционных заседаний Международной конференции по теме:

«Новые технологии гуманитарного знания: опыт будущего», «Электронное будущее России-2011»

(из опыта работы городских педагогических мастерских по филологии, географии, начального образования, классных руководителей)

Место проведения: МОУ СОШ №30 c УИОП, ул.Пестова, 32

тел: 33-91-93, 33-54-65, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Дата проведения: 21.04.2011.

Время проведения: 14.00.-16.00.

13.30-14.00-регистрация участников семинара

14.00-14.30.- пленарное заседание

открытие конференции - начальник Управления образования г.Пятигорска С.В.Танцура

вступительное слово - директор, кандидат филологических наук О.А.Костина

приветствие участников- Г.А.Воробьев

14.30.-15.45. - работа в секциях:

Секция филологии: «Информатизация гуманитарного образования: возможности и необходимость»

( руководители: замдиректора по УВР И.А.Шапиро, рук. ШМО учителей рус.языка и литературы И.М.Шалбарова)

Секция естественных наук: «Применение ИКТ на уроках предметов естественонаучного цикла в рамках Инициативы «Наша новая школа»

( руководители: рук. ГМО учителей географии Т.Н.Бубнова, учитель математики Газзаев В.Е., учитель химии и экологии Л.В.Белова)

Секция начального образования: «Использование ИКТ на этапе введения ФГОС второго поколения в начальной школе»

( руководители: замдиректора по УВР И.Р.Аванесова, рук. ШМО учителей начальных классов И.В.Рекко)

Секция инфомационных технологий: «Информационное пространство Школы будущего»

( руководители: замдиректоора по УВР В.А.Корнилова, учителя информатики-Н.Р.Таривердиев, Н.Л.Сидорина )

Секция дополнительного образования: «Воспитание. Развитие. Информация»

( руководители: замдиректора по ВР В.А.Воднева, кл рук 7А класса, рук. городской педмастерской Л.И.Жилина )

 

15.45.-16.00 - подведение итогов семинара, обмен мнениями.

 

 

Методическая разработка

Коломиец Светланы Владимировны- учителя (высшей квалификационной категории) МХК

 МБОУ СОШ с УИОП № 30 г. Пятигорска

 по Мировой художественной культуре для 7 классов I-я четверть по программе Г.И. Даниловой (без ответов).

 

Подробнее: Методическая разработка

Методическая разработка по выполнению педагогического проекта с исследованием: «Орфограммы на фантиках»

Методическая разработка по выполнению педагогического проекта с исследованием: «Орфограммы на фантиках»  

Руководитель проекта: Шкуро М.Э., учитель начальных классов МБОУ СОШ№30 г. Пятигорска Ставропольского края.

Актуальность темы проекта

Фантики - частичка культуры народа, страны,отражая время, в котором жили люди.  О многом могут «рассказать» конфетные обёртки:оцарской и современной России, об известных личностях Дома Романовых, о войне с Наполеоном. Их посвящали полководцам, героям войн и народных восстаний,  видным учёным, писателям и их произведениям и т. д.

Но у фантиков есть вторая сторона  - в их названиях  присутствуют орфограммы. Обычно работа по их обнаружению для учащихся не интересна. А без этого умения трудно стать грамотным, поэтому решила превратить «охоту» за орфограммами в увлекательную игру.

 

Цель: повышение уровня грамотности в ходе составления  коллекции через вовлечение учащихся  в пространство проектной деятельности.

Подробнее: Методическая разработка по выполнению педагогического проекта с исследованием: «Орфограммы на...

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

Урок окружающего мира по теме "Я здоровье берегу – сам себе я помогу" (правила гигиены). 2-й класс

Учитель начальных классов: 

Абылкаликова Елена Михайловна

________________________________________

Цели:

•знать основные правила личной гигиены; уметь правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;

•привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание;

•воспитывать умение слушать друг-друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

Оборудование:  плакаты  «Чистота – лучшая красота», «Чисто жить – здоровым быть»; посылка от Мойдодыра, предметы личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, рисунок Мойдодыра на листе ватмана, новые зубные щетки.

Подробнее: Я здоровье берегу – сам себе я помогу

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

СЦЕНАРИЙ  ПРАЗДНИКА ,

ПОСВЯЩЕННЫЙ  Дню Победы

Разработали учителя начальных классов:
Черных Елена Игоревна
Кобрина Наталья Викторовна
Шапочанская Наталья Николаевна
Шкуро Марина Эмильевна

 

Цель: знать и чтить города –герои; способствовать воспитанию патриотизма, чувства исторической памяти, ненависти к войне.

Оформление: надпись «Никто не забыт! Ничто не забыто!», репродуктор, таблицы с городами героями, презентация о городах – героях, ролики из к/ф «Брест», «Битва за Севастополь», шар «Солнце»

Музыкальное оформление: фонограмма вальса «Москва послевоенная», песни «Священная война», «Катюша», «Смуглянка», «Яблочко» , «Не отнимайте солнце у детей»,Шостакович «Ленинградская симфония», «Мамаев Курган», «Герои города», звук метронома,  голос Левитана о начале войны,залп катюш,

 

Подробнее: СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

ТЕМА: Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?

ТЕМА: Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?

Учитель истории: Малкова Н.В.

ЦЕЛИ:

·   Показать главные страницы героической истории российского государства, народа.

·   Проанализировать действие народа во время тяжелых внешнеполитических и внутриполитических кризисов.

·   Объяснить участникам диспута сущность и значение патриотизма и любви к Родине в жизни активного гражданина.

·   Развивать аналитическое мышление, умения проводить причинно-следственные связи.

·   Воспитывать чувство уважение, гордости за судьбу своей страны.

·   Воспитывать чувство национально-гражданской  самоидентичности.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:дискуссионный клуб.

ОБОРУДОВАНИЕ:проектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточный материал.

 

Подробнее: ТЕМА: Патриотизм - дань моде или гражданская позиция?

Вы здесь: Home Учителям Методический банк